Search this blog

Translate the language:

2015/04/23

Рецепт холодного фарфора без варки с прежелатинизированным крахмалом. "Японский холодный фарфор".

Холодный фарфор без варки,
мастер класс
Сайт фарфоровых керамических цветов: http://www.anriirene.com
Рецепт от 02.04.15. Как и обещала в статье "Состав производственной самоотвердевающей полимерной глины" , в конце которой есть состав японского холодного фарфора Vitrium, или synthetic resin emulsion clay Vitrium (из которого можно изготавливать и цветы, и украшения, и миниатюры), дать свой домашний рецепт полимерной глины, в котором я опиралась на состав (MSDS), заявленный производителем. Надеюсь, что он многим понравится =). Этот рецепт дан здесь впервые, поэтому прошу при использовании материалов этой статьи указывать автора и ссылку.
Предлагаю ознакомится с информацией в статье "Керамическая флористика", она может быть полезна, особенно начинающим.
Мои работы из холодного фарфора в технике "керамическая флористика" можно посмотреть ЗДЕСЬ или в инстаграм @anri.irene_porcelain.art

Подписывайтесь на мой видео канал в YouTube Anri Irene, чтобы посмотреть мои видео мастер классы. Мой мастер класс по лепке розы из холодного фарфора там же. Приглашаю!  

Вы можете посмотреть Все мои цветы из полимерной глины (холодного фарфора) слепленные в стиле "ботаническая скульптура" "флористическая скульптура"  

Моя, недавно открытая страничка в Facebook: https://www.facebook.com/Anri.Irene/

Сама японская глина Vitrium в лепке достаточно плотная, твёрдая и упругая, но послушная (например, глина флёр намного мягче). После высыхания водостойкая и очень гибкая. Существует двух видов - прозрачная и непрозрачная (как холодный фарфор примерно). Мы будем делать рецепт непрозрачной, которая после высыхания выглядит как классический холодный фарфор.
К сожалению у меня не сохранились фото моих изделий из неё (я покупала её ещё в 2011 году), но, для представления картинка из инета, как Vitrium выглядит в сухом виде:
Vitrium polymer clay
Хотя я сама не пользовалась ещё глиной Modena, но судя по описаниям и ощущениям мастеров-пользователей модены они очень схожи по свойствам с Vitrium. 
P/S. Чуть позже после написания статьи я получила посылку с полимерной глиной Modena. Мои предположения были верны - она очень схожа с Vitrium, только чуть мягче и менее прочная.
В своём рецепте я сделала её немного по-мягче. Это, конечно, на любителя. Вы можете сделать её жёстче и плотнее. Мой рецепт я назвала для себя "По мотивам Vitrium". =))

Вот так она (уже по моему рецепту) выглядит в сыром виде: 

Cold porcelain recipe without cooking
Японская полимерная глина по домашним рецептам 

Вот так она выглядит в высушенном виде:
Холодный фарфор без варки
В готовом цветочке:

Cold porcelain rose
Японский холодный фарфор в домашних условиях без варки
Polymer clay recipe without cooking
Рецепт японской полимерной глины в домашних условиях
Ещё цветы из неё есть в самом конце статьи. 
Окрашивается так же, и как домашний холодный фарфор, и как самозастывающие на воздухе покупные полимерные глины. Водостойкость и гибкость после высыхания зависят от клея ПВА, используемого для приготовления холодного фарфора. У меня после высыхания лепестки получаются гибкими. Сохнет быстрее, чем варёный ХФ. 
Я сохранила документ MATERIAL SAFETY DATA SHEET на Vitrium, в котором производитель даёт состав. Конечно, там нет технологии, рецепта и количества, но я решила попробовать свой рецепт, тем более, что состав очень прост и доступен.  

Состав полимерной глины Vitrium:
- Этилен-винил ацетат (EVA, ЭВА) - я использовала подручный белый клей ПВА, т.к. клея ЭВА у меня нет пока, к сожалению. 
- Жирная кислота - возьмём стеарин (можно тёртую стеариновую свечку). Жирных кислот очень много видов. Возможно вы сможете попробовать и другие варианты.
- Крахмал - я использовала кукурузный, но, думаю, подойдёт и любой другой, т.к. здесь он выступает лишь в роли наполнителя и не заваривается.   
- Целлюлоза - у меня хлопковая мелкая порошковая (как мука)
- Прежелатинизированный крахмал - у меня был обойный клей Bison из крахмала, который просто разбавляется водой и, набухая, превращается в клейстер. В составе клея было написано только крахмал (без подробностей), какой не знаю точно, но модифицированный. Он белоснежного цвета, не очень крупными хлопьями. Дополнительно, чтобы он стал мельче и равномернее растворялся, я его смолола в порошок в кофемолке. Жаль, что у меня пока нет именно прежелатинизированного, разбухшего крахмала, поэтому использовала то, что было под рукой. Возможно, прежелатинизированный крахмал дал бы ещё лучший эффект. 
- Вода и другие - так и было написано "и другие". Я думаю, подразумеваются увлажнители или смачивающие агенты, например глицерин, пропиленгликоль и пр.

Скорее всего (это мои предположения), производитель, готовя эту массу для лепки, не "варит" её, т.е. не подвергает воздействию температуры, т.к. в составе уже есть прежелатинизированный крахмал. Значит обычный крахмал и целлюлоза будут просто наполнителями.  

Я как-то пробовала делать холодный фарфор из обойного клея (рецепты есть в интернете, много раз перепечатанные и копированные), но мне он совершенно не понравился. По крайней мере, для лепки реалистичных цветов он не подходит. Но рецепт "по мотивам Vitrium" отличается составом. 

Рецепт полимерной глины без варки "по мотивам витриум":
- Клей ПВА Bison wood D2 - 110 гр (не миллитров) 
- Глицерин - 1 ч.л.
- Пропиленгликоль - 0,5 ч.л. (можно заменить глицерином)
- Клей обойный Bison universal - 4 гр. (1 ч.л) молотый в мелкий порошок.
Смешать клей ПВА, глицерин, пропиленгликоль, высыпать туда обойный клей и оставить набухать на пару часов. После перемешивания обойного клея масса по густоте выглядит примерно так, как на первой картинке:
Cold porcelain recipe without cooking
рецепт холодного фарфора без термической обработки
Пока набухает обойный клей, я расплавляю стеарин (тёртую мелко свечку) в равных пропорциях смешанный с вазелином и детским маслом (по одной чайной ложке), хорошо всё перемешиваю и охлаждаю. Этот холодный фарфор мы не варим, поэтому, чтобы не было комочков тёртого стеарина, расплавим его предварительно.  
Такую смесь стеарина с вазелином и маслом можно приготовить заранее по-больше, а потом использовать для приготовления холодного фарфора и по другим рецептам.  
- Добавим этой смеси стеарина с вазелином 1 ч.л. в клей ПВА с разбухшим обойным клеем. 
Затем начинаем подсыпать крахмал. Я пользовалась чайной ложкой, подсыпая и перемешивая.
- Крахмал - 7,5 чайных ложек  
- Целлюлоза мелкая - 5,5 чайных ложек
- Присыпка детская тальк с оксидом цинка - 3,5 чайных ложки (в самый последний момент решила часть крахмала заменить на присыпку, т.к. она беленькая, с оксидом цинка и пахнет очень приятно)
Всё хорошо перемешала до однородности лопаткой. На фото выше видно, как выглядит процесс и сама масса в процессе =)). Затем на стол насыпала 1/4 чайной ложки крахмала и 1/4 ч.л. тилозы (СМС, КМЦ)  и окончательно тщательно вымесила. Оставила на сутки (как и обычный классический ХФ). На следующий день масса стала намного плотнее. 
- Добавила ещё 1 каплю тетрабората натрия 25%, разбавленного в глицерине. Ещё раз хорошо вымесила. Всё готово.  

Эластичный гибкий холодный фарфор без варки
Если делать без тилозы, то надо добавить чуть больше крахмала. Густоту и плотность вы так же можете регулировать сами, по своим предпочтениям, добавляя больше крахмала или тилозы. Только не спешите добавить сразу много тилозы (ещё не больше 1/4 ч.л. дополнительно, т.е. всего не более 1/2 ч.л.) , т.к. она может набухать в течении 18-20 часов и в итоге масса может стать слишком жёсткой и, в последствии, более хрупкой.  На картинке выше видно, что высохшая масса с тилозой выглядит более матовой и плотной. 
Этот рецепт (готовый холодный фарфор с обойным клеем) я попробовала смешать с холодным фарфором из альгината 50/50 - тоже получилась отличная масса, после высыхания ещё более гибкая. 

На самом деле рецепт очень простой и готовится очень быстро. Сама масса не липкая, отлично раскатывается, хорошо принимает форму. Можете смело пробовать и пользоваться. Очень буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями. Удачи! 

А вот ещё цветочки, слепленные из этой массы, правда пока ещё без листьев. На них видно, как легко закручиваются лепестки и как отпечатывается фактура молда. 
Cold porcelain recipe without cooking
Улучшенный рецепт холодного фарфора без варки

Polymer clay recipe without cooking
Полимерная глина в домашних условиях без варки
Небольшое послесловие. Хотела ещё написать, почему я решила попробовать сделать несколько различных рабочих рецептов холодного фарфора без термической обработки (без варки), хотя мне лично больше импонирует масса именно варёная. Просто уже привычка, какая-то тёплая привязанность к нему. Даже сам процесс приготовления и превращения очень нравится. В не варёном холодном фарфоре, несомненно тоже есть свои, и довольно большие преимущества. 

Ну а виновник всему - клей. Я заметила, что некоторые виды клея, даже очень хорошие, очень эластичные после высыхания в чистом виде, при приготовлении ХФ классическим способом (обработкой температурой) становятся после высыхания либо хрупкими, либо жёсткими, не гибкими, либо и то и другое. Да и сама масса с ними бывает неоднородной, "творожистой", хотя слепить что-то возможно. Купить клей, отвечающий всем нашим требованиям тоже не всегда возможно. А в рецептах без варки клей ведёт себя по-другому. Лепестки после высыхания остаются гибкими и прочными. Конечно, прочность тоже во многом зависит от клея и в этом случае - если он "слабенький", то не способен крепко связать-склеить сухие компоненты. Но, например, качественный клей для мебели или ламината, должны с этим справляться. Добавляют же в них древесную муку, чтобы сделать густую замазку, для реставрации, например, сколов. 

Мои образцы пока имеют возраст несколько месяцев - гибкость и прочность не потеряли. Прочность, конечно, тоже не однозначное понятие, но я специально роняла готовые розы вниз головой на кафельный пол - они остаются целыми, ни чего не откалывается и не рвётся. Для меня это достаточная прочность. Если лепестки очень тонкие и узкие, острые, то, возможно и отколется кончик (честно, не пробовала, это моё предположение). Но даже и с покупными известными марками ХФ такое может случиться. 
В общем и целом я очень довольна своими новыми рецептами. Конечно, структура самой массы немного отличается от классического ХФ, но к ней очень быстро привыкаешь, буквально на 3-4 лепестках. Возможно, вам придётся подстроить немного мои рецепты под себя, т.к. плотность клея разная, степень разбухания прежелатинизированного крахмала, обойного клея, тилозы, альгината, траганта, целлюлозы и пр. разная. Но как основной ориентир, или отправную точку их можно использовать. 
С новыми рецептами теперь есть больший выбор сделать массу под свои нужды и требования: матовую-глянцевую, прозрачную-непрозрачную, плотную-мягкую, жёсткую или эластичную и т.д. И ещё один из важных факторов - мы можем использовать даже тот клей, который не подошёл для классического "варёного" рецепта по каким-либо причинам. У меня много таких бутылочек, которые теперь хорошо пошли в ход =)). 

P/S: Возможно кому-то пригодится. Ссылки на порошковую целлюлозу (натуральную), которая, возможно, может подойти для холодного фарфора:
Целлюлоза порошковая ПЦС. ЗАО "Полицелл" г. Владимир
Целлюлоза порошковая ООО "Садко" г.Киев 
Целлюлоза порошковая Arbocel - описание на русском языке
Целлюлоза порошковая ARBOCEL в Германии компания J. RETTENMAIER & SÖHNE.

Другие мои рецепты: