Search this blog

Translate the language:

Керамическая флористика

Керамическая флористика, полимерная флористика, ботаническая скульптура, флористическая скульптура, реалистичная флористика.  

Что объединяет и разделяет эти понятия? 

Флора (flora) - растительный мир, растения + ботаника - наука о растениях + скульптура - искусство построения объёмных форм  из любых материалов (камня, металла, глины, дерева, стекла, гипса, пластика, полимеров, льда, песка и пр).  
Скульптура - искусство создания трёхмерных объёмных форм с помощью ваяния, лепки, высекания, литья, выдувания, ковки, склеивания и пр. 
Ботаническая скульптура и флористическая скульптура - наиболее верное и подходящее определение для всех наших рукотворных объёмных произведений, связанных с растительным миром, из любых материалов, реалистичных и даже не реалистичных, но объединённых единой тематикой - природой растений. 

А вот керамическая флористика и полимерная флористика - это совершенно различные понятия и техники, поскольку материалы для создания флористических скульптур используются очень разные, не имеющие ни каких общих характеристик и свойств ни в сыром виде ни в готовом.
Если умеешь лепить реалистичные цветы из керамических масс (фарфора, фаянса, глины), то это совершенно не означает, что ты сможешь создать такие же цветы из полимерных масс и наоборот. Каждому создателю флористической скульптуры, имеющему опыт в одной технике, будет необходимо учиться заново, практически с нуля, чтобы освоить другую технику, свойства и возможности материала для лепки. Отличается абсолютно всё - в первую очередь материал, и, соответственно, техника, последовательность, подходы, инструменты и приспособления и пр. и пр. Даже образ мышления в пространстве, представление и планирование этапов работы, скорость работы, движения рук, должны стать иными. Но есть и объединяющий фактор - понимание структуры цветка, растения, чувствование пропорций, формы.

Как лепить керамические цветы из фарфора и керамических масс в статьях:
- Фарфоровый лотос "Aida" 
- Фарфоровая хризантема
- Фарфоровые крокусы  

Термин "керамическая флористика" в создании цветов из полимерной глины и холодного фарфора  , т.е. полимерных цветов, реалистичных, изумительно красивых и даже эксклюзивных, но не керамических, совершенно не приемлем. 
Это не моё субъективное мнение или какой либо отдельной школы лепки, это факт одного из разделов науки под названием "Материаловедение" ("Materials science"). Этот раздел науки сочетает в себе объединённые знания химии, физики и технологий. 
Утверждать, спорить и доказывать, что понятие "керамическая флористика" объективно и подходит так же для лепки цветов из полимерных материалов бессмысленно и абсурдно.
Обижаться на это замечание и упорно отстаивать свою правоту, наверное, возможно только лишь в двух случаях - либо в виду малограмотности и узконаправленных поверхностных знаниях о свойствах материалов из которых лепятся полимерные или керамические цветы, либо в виду плутовства и, мягко говоря, нечестности. 
Но тот же, как бы "малограмотный" человек, желая купить керамическую (фаянсовую или фарфоровую) вазу в магазине, всё же прекрасно отличит её от пластиковой или пластмассовой, если продавец попытается его обмануть и подсунуть подделку. За такой подлог этот покупатель может подать в суд и по всем статьям окажется прав. 

Многие известные Мастера и школы по лепке реалистичных цветов из полимерной глины и холодного "фарфора" уже давно перестали использовать термин "керамическая флористика" и позиционировать свои изделия в тегах и названиях  как "керамические цветы" "фарфоровые цветы" "цветы из фарфора" и подобные формулировки, потому что понимают, что это вводит в заблуждение людей. Среди покупателей или людей просто любующихся способностями других создавать красоту, большое множество совершенно из другого мира. Эти люди могут быть специалистами в различных областях и, конечно, для них слово "керамика" и "фарфор" могут означать только одно - действительно керамику и фарфор, в однозначном и правильном понимании и представлении, существующем на всех континентах мира.
Слово "Мастера" здесь употребляю именно с большой буквы и большим уважением, потому что настоящий Мастер не тот, кто достиг мастерства только лишь в идеальном исполнении своих работ, а это мудрый, справедливый, честный по отношению к себе и другим людям человек.  
Так сложилось, что мне приходится общаться с людьми из разных стран, которые тоже занимаются как и я, лепкой и из полимерных глин и из керамических масс (глин, фарфора, фаянса). Очень часто они мне пишут, когда находят фото или статьи по тегу (поисковым запросам), например подобно "ceramic floristry" (попробуйте сами в поисковике, например гугл, которым больше всего пользуются иностранцы, посмотреть какие результаты поиска выдаются =)) ) примерно такие недоуменные и возмущённые вопросы: "Но как это возможно?! Это же обман! Это не керамика, это пластик..."
Так как я занимаюсь и полимерным холодным "фарфором" и настоящим обжигаемым фарфором (керамикой), иногда приходится отвечать не только за себя, но и за "того парня". Особенно сложно объяснить, почему "наши" так делают, это тем людям, которые занимаются гончарным делом, керамикой или хотят купить именно керамические цветы.

Я занимаюсь  полимерной флористикой и керамической флористикой  и, хоть не считаю себя большим мастером пока ни в той ни другой областях, всё таки могу сказать, что уже неплохо разбираюсь как в свойствах и составе полимерных глин  так и керамических масс (о фарфоре планирую отдельную статью). Поэтому с двух равновесных позиций могу поднимать эту тему.

Я считаю, что в ботанической скульптуре, сравнительно молодое направление "полимерная флористика" (лепка реалистичных цветов из полимерных масс) уже можно отнести к даже отдельной области прикладного искусства. Столько работ, изумляющих по своей красоте, тонкости, чистоте исполнения, столько Мастеров, работы которых восхищают и не могут оставить равнодушным ни кого! Ведь не само только понятие "керамическая флористика" делает их известными и востребованными, а именно их талант и индивидуальность, самокритика и их титанический труд. Так зачем же стесняться, придумывать несоответствующие определения и названия, пытаться завуалировать то, что всё равно вскроется?  Сейчас всё большее распространение получают именно полимерные материалы и используются повсеместно во всех областях жизни. Из них тоже создаются настоящие шедевры, но честно указывается из чего создана работа и как классифицируется материал. 

К слову о шедеврах. Когда меня пригласили участвовать в конференции "Шедевры из глины и фарфора" я довольно таки настойчиво обращалась к организаторам (а именно непосредственно к моему куратору на этой конференции) с убедительной просьбой переименовать название конференции, потому что тема совершенно не соответствует настоящей тематике конференции. Мне ответили, что да, по большому счёту это конечно так, и я права, но так как процесс организации, реклама и пр. уже запущены, ни чего меняться не будет.
Те, кто читает мой блог, наверное ещё тогда заметили, что в своих статьях и объявлениях о предстоящей конференции я сразу писала "Шедевры из полимерной глины и холодного фарфора"  ...

Я знаю, что тема "керамической флористики" по отношению к лепке цветов из самоотвердевающих полимерных глин уже неоднократно поднималась и обсуждалась на различных форумах, в журналах, сообществах. Причём этот вопрос о "неправильности" названия поднимали и поднимают в основном именно сами же мастера по лепке цветов из полимерных материалов, но на них начинают давить те, кто давно, активно, но неуместно использует этот термин.
Бывает, возникают конфликты и дело доходит даже до унижений и оскорблений, исключений из тематических групп по "керамической" флористике, тех кто посягнул возразить или отстоять своё мнение, начисто удаляются их неугодные посты. Мне тоже неоднократно писали по этому поводу в личных сообщениях именно с поддержкой того, что я в своих статьях стараюсь разделить и объяснить различие между керамикой и полимером, холодным "фарфором".
Теперь своё мнение вы можете открыто оставить и в комментариях этой статьи. С обеих позиций. Те, кто не побоятся быть "заклёванными" потом в тех группах, которых состоят, и те, кто не согласен с этой статьёй - все разумные комментарии и доводы будут публиковаться (кроме оскорбительных и пошлых). 

Вот пара цитат и ссылок на более углублённые, чем разрозненные на форумах, высказывания
очень известных и уважаемых Мастеров по лепке реалистичных цветов. Пишу выдержки, прочитать полностью можно перейдя по активной ссылке.

Антонина Мельниченко, талантливейший человек, с такой же прекрасной душой, как и её невероятные цветы, пишет:
...Начать хочу, пожалуй, с того, что в самом начале я, как и многие другие люди, была введена в заблуждение тем фактом, что холодный фарфор, самозастывающая полимерная глина относятся к керамической флористике. Заблуждение это привила нам первая появившаяся в России фирма по лепке цветов из полимерной глины. Почему была создана такая дезинформация и путаница, я не знаю. Возможно люди, которые пустили ее, хотели, действительно, принести в страны СНГ керамическую флористику, но поняли, что распространить ее в массы еще сложнее, чем полимерную флористику.Так или иначе, запомните, что керамическая флористика – это цветы, созданные из глины, которая должна быть подвержена обжигу. То есть – из керамики. Самый распространенный материал – это белый фарфор и его определенные сорта..."  Выдержка из статьи "Цветы из холодного фарфора и полимерной глины. Часть 1. Подготовка к творчеству. 
Алина Лантэ (страница в FB), артистичный, талантливый, целеустремлённый, с образованием, имеющем отношение к искусству, человек:
"ГРАМОТНОСТЬ В НАЗВАНИИ РАБОТ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ ГЛИН. 
...Сейчас многие используют для описания своих работ из самозастывающих полимерных глин для создания цветов выражения "керамическая флористика" и "холодный фарфор".
Ни одно, ни другое определение не подходят под материалы, с которыми мы все работаем при создании цветов из полимерных глин, а только вводят в заблуждение.
Больше всего неудобно за это должно быть перед заказчиками.
Многие пишут так, чтобы привлечь как можно больше людей к своему виду искусства, но для тех кто понимает и обладает знаниями, это звучит по меньшей мере безграмотно, а зачастую и просто нелепо.
Так давайте же разберемся, что подразумевают под собой эти выражения и станем чуть более образованными людьми.

Керамическая флористика. Если коротко, то керамика = глина+обжиг. Без обжига - это НЕ керамика, а просто глина... 
Фарфор будет храниться веками, его можно только разбить, но ни солнце, ни дождь, ни пожары над ним не властны. И искусству создания таких работ нужно очень долго учиться и быть готовым к тому, что букет рассыпется у тебя в руках после только одного неверного движения, не успев даже побывать в обжиге.
... Думаю, теперь всем понятно, почему так нелепо звучит "керамическая флористика" в соотношении с теми материалами и техниками, с которыми мы работаем.
Если хочешь создавать композиции и цветы из фарфора и называть свои работы "керамической флористикой", то прежде всего нужно забыть про все наши техники (совсем не подходят они для неподдатливого фарфора) и мягкие полимерные глины тоже забыть (ничего общего при работе с фарфором вы не найдете),
 Найти мастера или поступить в школу Керамики (чтобы вообще понимать что это за материал и за слово, кстати))...
Прочитать полностью статью (интересно и полезно!) можно здесь, в ЖЖ  или других журналах. Её процитировали не один десяток раз в журналах, на форумах, что подтверждает согласие адекватно- и здравомыслящих людей. 


На сайте интернет магазина Lochobby.ru , который реализует цветы ручной работы из полимерной глины, тоже есть большая и полезная статья с объяснением различий и небольшим экскурсом в историю керамических цветов:
"... Многие мастера, занимающиеся лепкой цветов из полимерной глины (самоотвердевающей глины), используют в названиях своих работ такие выражения как «Цветы из холодного фарфора» или «Цветы в технике «Керамическая флористика» и пр. Давайте попробуем разобраться в этих понятиях... "  Прочитать полностью статью можно в блоге этого сайта. 

Да, я тоже в какой-то момент чуть было не подхватила этот вирус - использовать термин "керамическая флористика" для цветов из полимерной глины и холодного "фарфора", но чувствовала постоянное внутреннее сопротивление и старалась избегать его использования. Уверена, что большинство, прописывая всё таки это название (потому что многие так делают, а чем я хуже?) каждый раз испытывают некоторый укол совести за то, что кривят душой, и стыдливости за "неточность".
Но ни когда не поздно сказать себе НЕТ (как многие это и сделали) - ведь быть порядочным и честным человеком с хорошей известной репутацией, статусом, куда приятнее, чем потом оправдываться и объясняться от собственной уловки. И, даже если "учитель" по лепке цветов из полимерной глины пытается внушить своим последователям, что это и есть "керамическая флористика", то у каждого отдельного человека есть свой здравый рассудок, образование, мнение, которые позволят взять знания по приёмам самой лепки, но не по приёмам дезинформации.

Ещё два года назад здесь я писала, что мечтаю создать рецепт прозрачного полимерного  "хрусталя" (polymer crystal), полное название таких масс "Air dray transparent polimer resin clay." Я его создала. Но мне и в голову не пришло создать технику лепки к нему с названием "Хрустальная флористика" или "Стеклянная флористика"!!! Зато как романтично, громко и зазывно звучало бы, а люди, глядя на фото работы, думали бы, что это настоящий хрустальный цветок ручной работы, раз автор так заявляет. Да и из кристальной эпоксидной смолы (которая ещё больше похожа на стекло или хрусталь) ни кто не назовёт свои изделия, украшения, хрустальными, или кристаллами сваровски, потому что это будет обман. Эпоксидная смола - тоже полимер. 
"Не всё то золото, что блестит". Создатели изумительно красивых украшений, а иногда и уникальных, из запекаемой полимерной глины, например ELISE WINTERS и многие и многие другие не используют всевозможные термины намекающие на натуральность материала , как то "камень, керамика, металл, золото и пр", а так и пишут "polymer" и это не помешало им приобрести всемирную известность и дорого продавать свои работы. Так что же происходит с мышлением некоторой части людей именно в области лепки цветов из полимерных масс, какова мотивация? 

Посмотрите, что происходит сейчас в различных соц сетях, инстаграм и пр., выглядит всё как какое-то всеобщее умопомрачнение и гонки - как много появилось аккаунтов и тегов "керамика (ceramic) "керамические цветы (ceramic flowers)", "фарфоровые цветы (porcelain flower)", даже в названиях самого профиля (!!!) люди так и пишут "Фарфоровые цветы" или "Керамические цветы" предоставляя фото цветов из полимерных глин и прочих полимерных материалов!
Цветы есть и очень красивые и от очень талантливых людей, НО они не керамические и не фарфоровые.
Да, конкуренция очень большая, но от того, что вы назовёте цветы из полимерных глин керамическими или фарфоровыми, вы не увеличите свои продажи, не увеличите их стоимость и ценность, а вот свою репутацию перед реальными и потенциальными заказчиками можете потерять.
Правильнее было бы красиво представить свои работы, честно и сразу описать материал, из которого созданы цветы, описать в чём достоинство и преимущества этого материала перед той же керамикой (лёгкость, гибкость, пластичность, эти цветы не разбиваются и пр. и пр.), в каких более широких случаях можно использовать изделия из такого материала (например цветочный венок из настоящей керамики не оденешь на голову =)) ). Букет невесты, цветочные броши и бутоньерки, детские украшения - идеальный вариант именно из полимерных глин. У этого материала так много действительных полезных и нужных качеств. Описывая именно эти, настоящие преимущества вы можете привлечь гораздо больше внимания к своим работам и вызвать заслуженное уважение, как к настоящему Мастеру.

Давайте проведём такую параллель (обращаюсь именно к тем, кто использует несоответствующие действительности названия работ, материалов).
Вы по интернету ищете красивую блестящую металлическую кастрюлю, которую хотите купить. Тратите время, кликаете по картинкам, рассматриваете, среди множества вариантов, наконец находите подходящую вам. Там написано "Металлическая кастрюля". Что вы думаете и ваши действия? Вы думаете, что вы будете готовить в этой кастрюле пищу на плите, она же металлическая. Заказываете, покупаете а вам приходит пластиковый (пластмассовый) контейнер, покрашенный блестящей краской. Вас обманули? Или другой вариант, по легче - вы её нашли, выбрали, заказали и вот тут вдруг выясняется (вас в последний момент предупреждают), что это оказывается не металл, а просто блестящий пластик, похожий на металл. Можно себе представить бурю негодования, возмущения за потраченное время и неоправданные ожидания.
Вы скажете: "Как же так?! Почему вы сразу честно не написали, что это посуда из пластика, а написали "Металлическая посуда", ведь если бы мне нужна была пластмассовая посуда, то я и искал бы по названию "пластмассовая посуда!!! " Ну а далее следуют все вытекающие последствия, в зависимости от вашего характера или настроя, но такому горе-продавцу вы можете создать проблемы.

Как я уже писала в статье "Что такое холодный фарфор и как он используется"   - это полимер, не фарфор и не керамика и даже не глина. Мы используем понятие "холодный фарфор" между собой, людьми, конкретно понимающими о чём идёт речь, между теми, кто лепит цветы из полимерных масс, чтобы точнее понять из чего именно вылеплен цветок.
Но использовать это определение материала "холодный фарфор", как указание при предложении готовой работы к продаже тоже совершенно неуместно, потому что люди, желающие приобрести эту продукцию не имеют ни малейшего представления что же это такое "холодный фарфор". Как правило в сознании людей слово "холодный" опускается и остаётся "фарфор", а что такое фарфор мы все знаем - это дорогая керамика.

Могу со 100% уверенностью говорить, что именно так и происходит, потому что сама неоднократно сталкивалась с таким казусом, наблюдая реакцию людей на цветы из холодного "фарфора". Расширенные глаза, удивлённо-восторженное лицо с ахами и возгласами: "Фа-а-арфо-о-ор!!! Вот это да-а-а!!"  =)). А ты спешишь в ответ - "Да нет, нет!!! Не настоящий фарфор, это просто так называют в обиходе ..." и пускаешься в разъяснения о материалах и технологиях, из которых получается эта лепная масса.
Поэтому, когда я обсуждаю какой либо заказ с заказчиком или покупателем, первоначально объясняю, что это цветы из специального полимерного материала для лепки, он примерно как тесто или пластилин, что эту смесь я делаю по собственным особым рецептам (что вызывает дополнительное уважение заказчика, потому что эти люди, как правило, далеки от такого ремесла и их поражает и восхищает всё то, что сделано собственноручно и эксклюзивно). Лишь потом я могу рассказать, что ещё эту массу для лепки в простонародье назвали "холодным фарфором", что этот термин пришёл от куда-то из Латинской Америки и т.д. и т.п. 

И ещё хочу добавить лично моё мнение, хотя оно не совсем касается темы этой статьи. Есть люди, которые называют наши с вами творения, созданные с любовью, душой,  в технике "Ботаническая скульптура" искусственными цветами. Многие мастера обижаются на такое "пренебрежительное" отношение.
Но ведь они действительно не живые, они созданы руками, не выращены в саду, значит не натуральные, а значит искусственные, хотя в каждом из них есть частичка нашей души, тепла рук, энтузиазма и любви к прекрасному.
А давайте посмотрим просто с другой стороны на слово "искусственные" - оно образовалось от слова "Искусство", и будем воспринимать это определение, как высокий комплимент, а люди далёкие от искусства пусть вкладывают свои личные значения в термины и понятия, согласно своему личному уровню развития, знаний и способностей.

Я желаю всем, абсолютно всем людям, вне зависимости от личного отношения ко мне, процветания, успехов, возможностей в реализации своих планов и стремлений, умения мечтать и воплощать свои мечты!

- Известные мастера керамической флористики, фарфоровых цветов  - обзорная статья о фарфоровых флористах, чьи работы вдохновляют. Подборка с информацией и ссылками на официальные сайты.

С уважением ко всем читателям,
Anri Irene   







Комментариев нет:

Отправить комментарий