Search this blog

Translate the language:

2015/05/13

Как повысить влагостойкость холодного фарфора или застывающей на воздухе полимерной глины. Новшество!

У многих, кто занимается лепкой, зачастую возникает вопрос, как увеличить водостойкость отвердевающей на воздухе полимерной глины (waterprof air dry polimer clay), холодного фарфора, приготовленного в домашних условиях или готового, приобретённого в магазинах. Самая простая рекомендация, которую можно встретить в сети - это покрыть изделие специальным лаком. Но не всегда этот способ подходит. Во-первых, форма изделия не всегда позволяет полностью покрыть его лаком и изолировать от воды, т.к. есть недоступные места для кисточки и даже спрея (например, цветы в стиле "керамическая флористика"). Во-вторых, даже матовый лак на холодном фарфоре даёт некоторый глянец, который искажает натуральный вид изделия. А если говорить о лёгких, пористых, целлюлозных, "зефирных" глинах, то уберечь их от воздействия влаги с помощью лака ещё проблематичнее, т.к. они потеряют свою бархатистость поверхности после покрытия . Я нашла для себя выход из положения. Пересмотрела много статей в интернете о проблеме влагостойкости многих полимерных глин и холодного фарфора, но такого выхода из положения, который предлагаю всем, ещё не нашла. Наверное, буду первой со своим новым экспериментом =)). Результат положительный!

Предлагаю ознакомится с информацией в статье "Керамическая флористика", она может быть полезна, особенно начинающим.
Instagram

 Есть готовые виды водостойких самоотвердевающих на воздухе полимерных глин и холодного фарфора, но, к сожалению далеко не все. Во влагостойкие полимерные глины добавляются специальные присадки или аддитивы (их достаточно много видов) увеличивающие водостойкость, эластичность и прочность материала. Подобные же присадки добавляются в клей ПВА, полиуретановый, акриловый и т.п., в герметики, в различные лаки и эмали, растворы и пр. Клеи с этими водостойкими присадками имеют маркировку D2, D3, D4. Чем больше число "D", тем выше влагостойкость. Добавление этих присадок обеспечивает степень водостойкости в соответствии со стандартом EN 204. Если увеличите первое фото клея, то увидите справа вверху эту маркировку, а внизу посередине - D3.

Многие, кто варят домашний холодный фарфор, стараются найти клей ПВА для холодного фарфора именно с такой маркировкой. С таким клеем холодный фарфор не боится воды, даже длительного замачивания. Так же, лишь частично повысить влагостойкость домашнего холодного фарфора могут вазелин, парафин, масло, тетраборат натрия. Ещё увеличить водостойкость может эпоксидная смола, но я её ещё не пробовала добавлять.
Но при варке холодного фарфора из клея D2, а особенно D3 и D4, зачастую возникает такая проблема - масса после варки выглядит неоднородной, "творожистой". Часто случается "перевар", после высыхания тонкие лепестки не гибкие. Чтобы избежать такого результата, многие в своих рецептах смешивают  два, а то и три вида клея, добавляя обычный клей ПВА, который даёт хороший, эластичный холодный фарфор, но при этом его влагоустойчивость снижается.  Либо покупают такой клей, из которого получается для лепки отличный по всем показателям холодный фарфор, но при  попадании в воду он раскисает, как кисель.
Как вы уже поняли, я использовала присадку для добавления в клей ПВА, "доводящую" его до стандарта EN 204 D3-D4. Только добавляла я её не в сам клей перед варкой ХФ, а в уже готовый холодный фарфор. Её преимущества в том, что, при необходимости, её можно добавить и в покупной холодный фарфор или полимерную глину. Только надо очень тщательно перемешивать массу. Сейчас я добавила её в покупной испанский холодный фарфор "Porcelana en frio Lydia Mayne" и в лёгкую зефирную "Modena soft".

В клей присадка добавляется в пропорции 3,5-5%. То есть на 100 частей клея добавляется 3-5 частей присадки (такие же пропорции я взяла и для полимерных глин).
На ней так же указано (как и на многих водостойких видах клея), что полный эффект водостойкости и прочности наступает через 7 дней полимеризации. Я только сегодня сделала образцы, которые сохнут. Результаты допишу в этой же статье, после проведения теста на водостойкость холодного фарфора с присадкой примерно через 7 дней. Если вам будет интересно, загляните сюда ещё раз по-позже.
Публикую эту статью уже сейчас - вдруг у кого-то появится желание и возможность на днях провести подобный эксперимент, может быть и с другими подобными присадками, а потом вместе будем сравнивать результаты.

Теперь о самой присадке-аддитиве. Это дисперсия полимеризованной  эмульсии полиизоцианата (т.е. полиизиционат не в чистом виде). Сам полиизиционат имеет коричневый цвет, но его доля в готовой дисперсии для добавления в клей настолько мала (до 0,25%), что сама дисперсия имеет совершенно бесцветный вид и не имеет запаха. Это маслянистая жидкость, по плотности напоминающая жидкий парафин, вазелин или касторовое масло. Пугаться этого химического названия не стоит, т.к. содержание самого действующего вещества в дисперсии мизерно, и, тем более ещё и добавляется она всего в количестве 3-5 частей на 100 частей холодного фарфора. Она разрешена к использованию в домашних условиях.

Ну, конечно же, ждать 7 дней полной просушки долго, поэтому я решила сразу посмотреть, как сырые, не высушенные холодный фарфор и полимерная глина будут реагировать на воду с добавлением водостойкой присадки и без неё. Бросила в воду комнатной температуры шарики размером с горошину. Держала их в воде чуть больше часа.

Результат испытаний испанского холодного фарфора в воде.

Только что брошенный в воду:

Через час нахождения в воде porcelana fria

Холодный фарфор в воде тонет, т.к. он тяжёлый. Через час нахождения в воде видно (я подвинула шарики), что холодный фарфор с присадкой (справа) растворяется в воде меньше, это видно по количеству осадка под шариком. Слева - чистый холодный фарфор, без добавления аддитива D3D4.

Результат испытаний лёгкой полимерной глины Modena soft в воде.

Только что брошенная в воду (напоминаю, эти шарики из сырой, не высушенной глины).

Modena soft такая лёгкая, что даже в сыром виде не тонет в воде. Шарики плавают на поверхности. Да, к слову про эту глину - в состав Modena Soft входит полиуретан, может быть ещё поэтому она такая лёгкая. Даже через два часа "плавания" в воде она так и не погрузилась на дно. 

Через час нахождения в воде Modena soft


Слева Modena Soft с аддитивом D3D4, справа - чистая, без добавления присадки. На фото видно, что Modena Soft с аддитивом D3D4 даже в сыром виде растворяется и расползается в воде меньше, чем без присадки.

Теперь, через несколько дней проверю просохшие лепестки на водостойкость и допишу сюда результаты.

21.05.2015.  Дописываю статью по новым результатам. Есть хорошие новости. 
Прошло 8 дней просушки пробников полимерной глины, смешанной с аддитивом (присадкой) D3D4, повышающим влагостойкость.  Сегодня 9-й день.

Спешу порадовать всех, кто пытается усилить влагостойкость холодного фарфора и отвердевающих на воздухе полимерных глин! Эксперимент удался!  Замачивание глины в воде длилось в течение часа.

Полимерная глина с присадкой D3 D4 не размокла.
Холодный фарфор Porcelana en frio Lydia Mayne с присадкой совсем слегка побелел (почти незаметно) и стал чуть-чуть мягче, остался таким же прочным. Полимерная глина Modena soft с присадкой тоже немного размягчилась, но так же осталась прочной. Оба образца сохранили форму. А пробники без присадки размокли сильно. Для сравнения я брала два пробника, которые сохли 9 дней – один с добавкой водостойкой присадки, а один обычный. Раскатывала одинаковой толщины. 

Это образцы только что помещённые в воду. 
Все пока одинаково жёсткие и «стоят», упираясь в дно. 

Это образцы через 10 минут пребывания в воде.


 Глины с присадкой-аддитивом D3D4 просто мокрые, но на воду ни как не отреагировали.  Форму держат, не прогибаются. Вода просто стекает с поверхности, как с вощёной бумаги. Особенно это заметно на холодном фарфоре Porcelana en frio Lydia Mayne  – вода собирается капельками.  На Modena Soft вода распределилась более равномерно по поверхности. Воду можно просто стряхнуть или промокнуть салфеткой. 

Без присадок через 10 мин. в воде:


  Образцы без присадки начали размягчаться.  На весу уже не держат форму, начинают прогибаться вниз.


Это образцы через 20 минут пребывания в воде.




Образцы с аддитивом D3D4 слегка стали мягче, еле заметно, но форму держат так же хорошо и не намокают изнутри. Я их держала над столом горизонтально – не прогибаются вниз.

Образцы без присадки через 20 мин. в воде:

Образцы без присадки размягчились уже довольно сильно. Если держать их параллельно столу, то они начинают сгибаться вниз, т.к. уже намокли изнутри и перестали держать форму. 


А это уже образцы через 1 час пребывания в воде. 

Образцы с присадкой слегка мягкие, но упругие и прочные, при сгибании возвращаются к предыдущей форме. На весу не прогибаются, держат форму.  В то время как без присадки размокли окончательно, особенно холодный фарфор. В стакане с водой  без присадки, стали сползать на дно, скручиваться, а с присадкой так и стояли вертикально, опираясь на дно и не сползая.
На фото в стаканчиках эти превращения видны.  

Вынула из воды:  


Попробовала царапать пинцетом: 

На фото видно, что простая глина, без влагостойкой присадки легко повреждается и рвётся. Я подцепила её пинцетом, и она начала рваться, расползаться. Холодный фарфор Porcelana en frio Lydia Mayne вообще, как кисель, Modena soft не так сильно расползлась.
А с присадкой, и холодный фарфор Porcelana en frio  и Modena Soft не порвались, хотя я пыталась водить по ним металлическим пинцетом, прижимая его. На Modena Soft слегка содрался, как бы скатался под пинцетом, верхний слой, а холодный фарфор Porcelana en frio даже не поцарапался.

Теперь мы можем сделать влагостойкими  любые,  затвердеваемые  на воздухе полимерные глины и холодный  фарфор! Надеюсь, результаты моего эксперимента подвигнут и вас на подобные пробы и помогут усовершенствовать  полюбившуюся марку хорошей, но не влагостойкой полимерной глины. Может кто-то попробует подобные присадки, но другой марки или вещества. Я буду очень рада, если вы напишете мне об этом! 

О моих платных мастер классах можно узнать здесь: Мои МК/My tutorials