Search this blog

Translate the language:

2016/07/26

Настоящий обжигаемый на 1240°C-1300°C фарфор.

Фарфоровые морские цветы
Морские цветы. Ø 20-22 cm.
В печи перед обжигом. 
Как лепить цветы из фарфора, керамики.
Давно ни чего не писала в блоге, читатели моих статей заскучали уже наверное. Виной всему фарфор. Да-да, опять фарфор, но тот, который самый настоящий, обжигаемый в специальной печи при очень высоких температурах 1240°C-1300°C. "Горячий" 😃 фарфор из которого делают посуду, статуэтки, скульптуры, сувениры и пр.
Изучение химических свойств, физических свойств, марок фарфора, техник и приёмов лепки занимают очень много времени, не дни, недели, ни даже месяцы... Я давно распрощалась с маникюром, ухоженной кожей рук и лабораторной чистотой в мастерской, которые были у меня когда-то во время работы с холодным фарфором и полимерной глиной. Нет-нет, с самим холодным фарфором я не распрощалась, я его очень люблю. Но пока я не осуществлю свою давнюю и большую мечту - создавать тонкие, изящные, мАстерские драгоценные цветы из "белого золота" фарфора,  не успокоюсь. 
Конечно, керамическая флористика (лепка цветов из натурального фарфора и природной глины), занятие, которое на несколько порядков усложняет задачу создания неувядающих цветов по сравнению с полимерной флористикой  (лепкой цветов из полимерной глины и холодного фарфора), требует больше затрат времени, сил, настойчивости, усидчивости, но и очень радует, когда удаётся достичь успеха. Чем отличается натуральная фарфоровая керамическая  масса от натуральной глины, а тем более от
 холодного фарфора и полимерной глины, я напишу более подробную отдельную статью. Но уже сейчас у меня много спрашивают о том, сильно ли отличаются эти материалы, поэтому пока кратко скажу здесь: обжигаемый фарфор кардинально отличается от холодного фарфора и полимерной глины.
Porcelain
Фарфор в сыром виде 
Это абсолютно другой материал, с другими, гораздо более сложными свойствами и техниками лепки, другими инструментами, другой последовательностью. Чтобы хотя бы приблизительно понять разницу, можно купить  полимерную глину для хобби, самостоятельно высыхающую на воздухе без воздействия температуры, которые по виду и качеству массы близки к натуральной глине, например Koh-i-noor Keraplast Air Drying Clay, Das Air Dry Clay, Fimo Air-Dry Clay, Jovi Air Dry Modelling Clay, Mungyo Sculpt Terracotta Air Dry Clay, Ladoll, и многие другие "под натуральную глину". 

Но и в этом случае разница очень заметна, поскольку дотрагиваться до тонких высохших деталей из настоящего фарфора практически невозможно, они могут рухнуть, рассыпаться от любого неверного или неточного движения, перемещения. Он очень хрупкий и лепестки цветов могут сломаться даже от падения на них салфетки. 
Но если и удалось слепить то, что задумано, надо ещё соблюдать условия сушки (влажность воздуха, не высокая температура воздуха, отсутствие сквозняков, открытых форточек и пр.) иначе изделие потрескается и рассыпется; так же надо учитывать разницу в толщине деталей и изделия, т.к. более тонкие детали сохнут быстрее и изделие тоже может треснуть и расколоться. Но и это ещё не всё - не факт, что после обжига фарфоровое изделие останется целым, не расколется, не взорвётся и не деформируется. В среднем, как говорят все мастера, 50% изделий после обжига выбрасываются испорченные. 
Вот так примерно приходится сушить фарфор, придумывая всякие конструкции:  
Сушка розы из обжигаемого фарфора. 
Сушка розы из обжигаемого фарфора
Это ещё влажный, сырой фарфор: 
Porcelain chrysanthemum
Хризантема из фарфора
 С ромашкой я "провозилась" несколько дней 😳. Ломался стебель, отламывались лепестки и листья, приходилось всё несколько раз подклеивать на шликер (жидкий фарфор), сушить, потом подшкуривать и зачищать швы. 
Но даже если идеально загладить-замазать-зашкурить швы, места стыков и пр, то нет ни какой гарантии, что они останутся незаметными уже после обжига. После обжига изделие всё равно может оказаться бракованным. 
Это уже высушенный фарфор, но ещё не обожжённый.
Фарфоровая ромашка
Ромашка из фарфора.
Porcelain daisy
Ромашка из фарфора. 
А это пробники высокотемпературной глазури для фарфора. Я проверяла, как глазурь поведёт себя при высоких температурах, потечёт - не потечёт, какой цвет приобретёт после обжига, не потрескается ли после охлаждения (в сыром виде глазурь совершенно другого цвета и ни когда не знаешь, какой будет результат после обжига):

Учусь создавать симметричную форму на гончарном круге. Когда смотришь со стороны, как работает мастер, то кажется, что глина такая мягкая и послушная в его руках, как масло. Раз-два, и вазочка готова! ... Оказывается всё на самом деле гораздо сложнее и тяжелее. Даже небольшую вазу (высотой примерно 14 см ) вот из такого маленького комочка глины без определённых физический усилий и навыков сделать совсем непросто. Я радовалась как ребёнок, когда мне удалось её просто центрировать, вытянуть в высоту и потом добиться узкой формы горлышка. 






Рассчитывала написать небольшую заметку про фарфор, но про этот материал двумя словами не расскажешь...